Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Sancte Michael Archangele, defende nos in proelio, contra nequitiam et insidias diaboli esto praesidium. Imperet illi Deus, supplices deprecamur: tuque, Princeps militiae coelestis, Satanam aliosque spiritus malignos, qui ad perditionem animarum pervagantur in mundo, divina virtute, in infernum detrude. Amen.
Все новости

 

Член Ассоциации Una Voce Russia, кандидат биологических наук Сергей Будаев опубликовал в англоязычном "Journal of Religion and Health" статью "Безопасность и благоговение: как римо-католическая литургия может реагировать на пандемию COVID-19".

Католической Церкви, - поясняет ученый, работающий в Университете Бергена (Норвегия), - свойственно физическое поклонение и совершение таинств. В ситуации продолжающейся коронавирусной пандемии крайне необходим баланс между требованиями здравоохранения и сохранения благочестия. В статье рассматриваются основные пути передачи вируса SARS-CoV-2, а также меры для снижения риска заражения в контексте римско-католической литургии без ущерба для ее красоты и благоговейного отношения. Показано, что наилучший баланс может быть достигнут путем ассимиляции традиционных элементов Римского обряда. Традиционный обряд отличается не только глубоким почтением к Тайне Веры, но также элементами социального дистанцирования, которые позволяют уменьшить риск заражения инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.

"Активное участие" верных в традиционной литургии минимально, что уменьшает физический контакт со священником. Это, в свою очередь, значительно уменьшает риск для последнего. Священник, будучи главной "точкой отказа" ("point of failure"), теоретически может заразить большое количество прихожан, поэтому обеспечение его безопасности должно быть приоритетом. В то же время вероятность того, что хотя бы один из верных заразен, растет экспоненциально от размера группы согласно формуле 1-(1-p)n.

Для традиционного Римского обряда характерны следующие элементы: (1) минимальная вербальная активность верных, что уменьшает продукцию капель слюны и выдыхаемого аэрозоля, (2) принятие Причастия в коленопреклоненном положении, приводящее к разделению дыхательных потоков священника и верного, (3) использование алтарной балюстрады, при котором священник подходит к коленопреклоненному причастнику (а не причастник к священнику).

Обычная практика Novus Ordo, напротив, поощряет физический контакт как между прихожанами, так и между прихожанами и священником. Например, принятие Причастия стоя и вербальный ответ причастника приводит к тому, что священник вдыхает потенциально зараженный дыхательный аэрозоль и капли причастника.

В статье проанализирована научная литература по передачи инфекций через Причастие; делается вывод, что принятие Его в уста безопасно. Не существует научных публикаций демонстрирующих противоположное. Более того, риск передачи коронавирусной инфекции ⇒ фомитами невелик (и был до последнего времени значительно преувеличен).

Ознакомиться с полным текстом статьи Сергея Будаева (на английском языке) можно на сайте издания.

- UVR, 26. 05. 2021

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.