Summorum Pontificum

Апостольское послание в форме motu proprio
об экстраординарном употреблении
древней формы римского обряда

Заботой Верховных Понтификов всегда и доныне было, чтобы Церковь Христова воздавала достойное почитание Божественному Величию "во хвалу и славу имени Его" и "ради блага всей Церкви Его святой".

С незапамятных времен, как и в будущем, должен соблюдаться принцип, "согласно которому каждая отдельная Церковь должна быть в согласии со Вселенской Церковью не только в том, что касается вероучения и знаков таинств, но и в том, что относится к повсеместно принятой практике, восходящей к непрерывному апостольскому преданию, которое следует сохранять не только во избежание ошибок, но и ради передачи веры в целости, ибо закон молитвы (lex orandi) Церкви соответствует закону ее веры (lex credendi)"1.

Среди Понтификов, проявлявших такую должную заботу, выделяется имя Григория Великого, который позаботился передать народам новой Европы как католическую веру, так и сокровища культа и культуры, накопленные римлянами в предшествующие века. Он приказал определить и сохранить форму Священной Литургии - как Жертвоприношения Мессы, так и Литургии Часов, - которая праздновалась в Вечном Городе. Также и монахов и монахинь, которые подвизались по Уставу св. Бенедикта, он настойчиво призывал к тому, чтобы они повсюду вместе с возвещением Евангелия являли своей жизнью благотворнейшее положение этого Устава, "ничто да не будет предпочтено делу Божию" (Гл. 43). Таким образом, Священная Литургия, совершаемая по римскому обиходу, обогатила не только веру и благочестие, но и культуру многих народов. Известно, что латинская литургия Церкви в различных своих формах во все века христианской эры побуждала к духовной жизни великое множество святых, укрепляла в добродетели веры многие народы и питала их благочестие.

В течение веков многие другие Римские Понтифики также проявили чрезвычайную заботу о том, чтобы Священная Литургия исполняла эту обязанность наиболее действенным образом. Среди них выделяется св. Пий V, который с большим пастырским усердием, будучи вдохновлен Тридентским Собором, обновил все богослужение Церкви и подготовил издание исправленных и "устроенных по нормам Отцов" литургических книг, которые дал латинской Церкви для использования.

Среди литургических книг римского обряда выделяется Римский Миссал, возникший в Риме и в последующие века постепенно принявший формы, очень похожие на те, что были распространены в совсем еще недавнее время.

"В последующие времена, с тем же самым намерением Римские Понтифики приспособляли к своему времени и определяли обряд и литургические книги, а позже, с наступлением нынешнего [XX - Прим. перев.] века, совершили более полное восстановление обряда"2.

Это были наши Предшественники Климент VIII, Урбан VIII, св. Пий X3, Бенедикт XV, Пий XII и блаж. Иоанн XXIII.

Наконец, сравнительно недавно II Ватиканский Собор выразил желание, чтобы должное почтение и уважение по отношению к богослужению были восстановлены и приспособлены к нуждам нашей эпохи. Движимый этим желанием наш Предшественник Верховный Понтифик Павел VI в 1970 г. утвердил восстановленные и частично обновленные литургические книги Латинской Церкви. Они повсеместно, во множестве стран, были переведены на народные языки и охотно приняты епископами, священниками и верующими. Иоанн Павел II одобрил третье типическое издание Римского Миссала. Римские Понтифики действовали так, чтобы "это своего рода литургическое строение […] снова предстало в сиянии своего достоинства и упорядоченности"4.

Однако в некоторых регионах немало верных с большой любовью и привязанностью сохраняли и сохраняют приверженность старым литургическим формам, глубоко пропитавшим их культуру и дух. Поэтому Верховный Понтифик Иоанн Павел II, движимый пастырской заботой об этих верных, в 1984 г. специальным индультом "Quattuor abhinc annos", изданным Конгрегацией Божественного Культа, даровал возможность использовать Римский Миссал, изданный Иоанном XXIII в 1962 г. Затем в 1988 г. Иоанн Павел II Апостольским посланием в форме motu proprio "Ecclesia Dei", призвал епископов часто и великодушно дозволять пользоваться такой возможностью во благо всех верных, которые об этом просят.

По настоятельным просьбам этих верных, которые долго и тщательно взвешивал еще наш Предшественник Иоанн Павел II, Мы, выслушав Отцов Кардиналов на Консистории, состоявшейся 23 марта 2006 года, все тщательно обдумав, призвав Святого Духа и полагаясь на помощь Божию, настоящим Апостольским посланием ПОСТАНОВЛЯЕМ следующее:

Ст. 1. Римский Миссал, обнародованный Павлом VI, есть ординарное выражение "Закона молитвы" Католической Церкви латинского обряда. Римский же Миссал, обнародованный св. Пием V и переизданный блаж. Иоанном XXIII, пусть используется как экстраординарное выражение того же "Закона молитвы" Церкви, ибо в силу своего досточтимого и древнего использования он заслуживает должного уважения. Воистину, эти два выражения "Закона молитвы" ни в коей мере не приведут к разделению "Закона веры" Церкви, поскольку представляют собой два обихода единого римского обряда.

Поэтому дозволяется, используя экстраординарную форму Литургии Церкви, совершать Жертвоприношение Мессы по типическому изданию Римского Миссала, изданному в 1962 г. блаж. Иоанном XXIII и никем не отмененному. Условия, установленные для использования этого Миссала в предшествующих документах "Quattuor abhinc annos" и "Ecclesia Dei", изменяются следующим образом:

Ст. 2. Для служения Мессы без народа любой католический священник латинского обряда, секулярный или монашествующий, может использовать либо Римский Миссал, изданный в 1962 г. блаж. Папой Иоанном XXIII, либо Римский Миссал, опубликованный в 1970 г. Верховным Понтификом Павлом VI, в любой день, кроме Священного Триденствия. Для такого служения согласно любому из двух Миссалов священник не нуждается в каком бы то ни было разрешении Святого Престола или своего ординария.

Ст. 3. Если общины Институтов посвященной жизни или Обществ апостольской жизни, диоцезного либо папского права, захотят совершать в своих часовнях святую Мессу для общины согласно Римскому Миссалу, изданному в 1962 г., это им позволено. Если отдельная община или весь Институт либо Общество захотят служить Мессу таким образом часто, регулярно или постоянно, этот вопрос решается старшими настоятелями по нормам права и согласно их законам и частным постановлениям.

Ст. 4. На Святую Мессу, совершаемую согласно вышеприведенной ст. 2, при соблюдении должных правовых норм, могут быть допущены и верующие, которые по собственной воле об этом попросят.

Ст. 5. § 1. В приходах, где существует группа верных, постоянно преданных предшествующей литургической традиции, настоятель пусть охотно примет их прошение о служении святой Мессы по чину Римского Миссала 1962 года издания. Пусть он стремится гармонично согласовать благо этих верных с обычной пастырской заботой в приходе, под управлением Епископа и по нормам канона 392, избегая раздоров и стремясь к единству всей Церкви.

§ 2. Месса по Миссалу блаж. Иоанна XXIII может совершаться в будние дни. По воскресеньям же и в праздники одна Месса такого рода также может совершаться.

§ 3. Пусть настоятель также позволит верным или священникам, которые об этом просят, совершение в этой экстраординарной форме богослужений в особых обстоятельствах. К ним относятся браки, отпевания или особые события, например паломничества.

§ 4. Священники, использующие Миссал блаж. Иоанна XXIII, должны быть пригодны к этому и не иметь канонических препятствий.

§ 5. В церквях, которые не являются ни приходскими, ни приданными обители института монашествующих, право давать вышеупомянутое разрешение принадлежит ректору церкви.

Ст. 6. На Мессах с народом, совершаемых по Миссалу блаж. Иоанна XXIII, чтения могут произноситься также и на народных языках с использованием изданий, одобренных Святым Престолом.

Ст. 7. Там, где группа верных мирян, о которой см. ст. 5 § 1, не получит от настоятеля того, о чем просит, пусть поставит об этом в известность диоцезного Епископа. Епископ пусть внимательно выслушает их желание. Если он не желает позаботиться о совершении Мессы таким способом, дело переправляется в Папскую Комиссию "Ecclesia Dei".

Ст. 8. Епископ, желающий позаботиться о подобных прошениях верующих мирян, но по разным причинам испытывающий в этом затруднения, может передать дело Папской Комиссии "Ecclesia Dei", которая предоставит ему совет и помощь.

Ст. 9. § 1. Настоятель, все хорошо взвесив, может также дать разрешение использовать более старый чин при совершении Таинств Крещения, Брака, Покаяния и Елеопомазания Больных, если это способствует благу душ.

§ 2. Ординариям дается возможность совершать Таинство Миропомазания, используя старый Римский Понтификал, если это способствует благу душ.

§ 3. Рукоположенным клирикам дозволено использовать Римский Бревиарий, опубликованный блаж. Иоанном XXIII в 1962 г.

Ст. 10. Местному ординарию, если он полагает это уместным, дозволено учредить персональный приход по нормам канона 518 для совершения Мессы согласно старой форме римского обряда и назначить ректора или капеллана при соблюдении должных правовых норм.

Ст. 11. Папская Комиссия "Ecclesia Dei", учрежденная в 1988 г. Иоанном Павлом II5, продолжает исполнять свои обязанности.

Решение о том, каковы должны быть формы, обязанности и правила деятельности этой Комиссии, принадлежит Римскому Понтифику.

Ст. 12. Эта Комиссия, помимо уже исполняемых ею обязанностей, будет осуществлять власть Святого Престола, наблюдая за соблюдением и применением этих распоряжений.

Все, предписанное Нами в этом Апостольском послании, данном в форме motu proprio, повелеваем соблюдать твердо и незыблемо c 14 сентября сего года, праздника Воздвижения Святого Креста. Все, этому противоречащее, не имеет силы.

 

Дано в Риме, у Святого Петра, седьмого июля, в лето Господне две тысячи седьмое, Нашего Понтификата третье.

 

Benedictus P.P. XVI

Бенедикт XVI, Папа

 

1 Общее наставление к Римскому Миссалу (по 3-му изданию, 2002), 397.

2 Иоанн Павел II, Апостольское послание "Vicesimus quintus annus" (4 декабря 1988), 3: AAS 81 (1989), 899.

3 Там же.

4 Св. Пий X, Апостольское послание в форме motu proprio "Abhinc duos annos" (23 октября 1913): AAS 5 (1913), 449-450; ср. Иоанн Павел II, Апостольское послание "Vicesimus quintus annus" (4 декабря 1988), 3: AAS 81 (1989), 899.

5 Ср. Иоанн Павел II, Апостольское послание в форме motu proprio "Ecclesia Dei adflicta" (2 июля 1988), 6: AAS 80 (1988), 1498.